TIAMAT

Johan Edlund - гитара, клавишные, вокал 
Thomas Petersson - гитара 
Anders Iwers - бас 
Lars Skold - ударные 
"Я не контролирую процесс развития группы, она движется туда, куда ведет ее наше подсознание", - это высказывание лидера Tiamat Йохана Эдлунда (Johan Edlund) - (вокал, гитара, клавишные), известный под кличкой "Hellslaughter" на ранней стадии коллектива - как нельзя лучше подходит для описания творческого пути прославленного шведского коллектива. За 14 лет карьеры музыка Tiamat изменилась от брутального дэта до танцевального готик-рока, и невозможно предсказать, в какие музыкальные дали занесет Йохана и его музыкантов в следующий раз. Так или иначе, имя Tiamat уже вписано в историю тяжелой музыки золотыми буквами, а если вы еще не знаете за какие заслуги, то устраивайтесь перед экраном поудобней и читайте… 
Прототип Tiamat возник в 1988 году в Швеции под названием Treblinka. Столь милое и приятное на слух имя Йохан позаимствовал у нацистского концлагеря, в котором было уничтожено несколько сотен тысяч узников. Правда, кроме названия, группа ничем больше не выделялась, поскольку играла сырой блэк-дэт-метал с заимствованиями из Celtic Frost и Bathory. В таком виде группа просуществовала два года и выпустила демо-кассеты "Crawling In Vomit" и "The Sign Of The Pentagram", которые помогли ей заключить контракт с английским лейблом "CMFT", а также самофинансируемый EP "Severe Abdominations", после чего все-таки решила сменить слишком уж вызывающее название на более загадочное Tiamat. Что это такое? Да всего лишь богиня хаоса в мифологии шумеров, древнего народа, жившего в незапамятные времена на территории Месопотамии. Соответственно, дебютный полноформатник решено было назвать подобающим образом - "Sumerian Cry". 
Диск вышел в 1990 году и особого успеха не имел. Английское издание журнала "Metal Hammer" высказалось по поводу альбома коротко и ясно - "total shit". Пластинка и правда не сильно отличалась от десятков дэтовых релизов, как раз в тот момент наводнивших рынок. Тем не менее, "Sumerian Cry" привлек к группе внимание молодого, но энергичного лейбла Century Media, который предложил Йохану и его коллегам контракт и по сию пору работает с группой. В состав Tiamat на тот момент входили Hellslaughter (за этим псевдонимом укрылся Йохан) - гитара, вокал, Juck (Jorgen Thullberg) - бас, Emetic (Stephan  Lagergren) - гитара и Najse (Anders Holmberg)- барабаны. Второй альбом "The Astral Sleep" появился через год и моментально сделал группе серьезное имя на европейской металлической сцене. Типичный дэт-метал на нем был разбавлен солидными кусками дума и хэви-металлическими риффами, в результате чего Tiamat стали одними из основателей нового стиля - death doom, а "Astral Sleep" стал считаться классикой этого направления наряду с легендарным диском "Gothic" Paradise Lost. На диске уже играют три новых музыканта - гитарист Thomas Petersson, барабанщик Niklas Ekstrand и клавишник Jonas Malmsten. Недовольные промоушеном альбома, тиаматовцы перезаключили контракт с фирмой "Century Media".
Не сбавляя темпа, группа уехала на гастроли, а через год порадовала нас новым диском "Clouds", который получился еще сильнее предыдущего. Немного более мелодичный и атмосферный, он также оказался и куда более хитовым, а песни "In A Dream" и "The Sleeping Beauty" были признаны классикой сразу после опубликования. Особо стоит отметить потрясающую дум-балладу "A Caress Of Stars", текст которой Эдлунд написал в соавторстве со своей девушкой Hanna Stjarvind. Немало вопросов вызвала обложка диска, изображающая распятого ворона, и тексты песен, простые, но в то же время очень неоднозначные. Ни оккультизмом, ни тем более сатанизмом в них даже и не пахло, но перевернутый крест на шее Йохана и аналогичная символика в логотипе смотрелись как явная провокация. Эдлунд объяснял использование этих символов желанием выделиться из толпы и отстаивать право на собственное мнение. "Clouds" имел шумный успех по всей Европе и Tiamat были признаны чуть ли не королями дума. 
Правда, внутри группы назревали противоречия. Во время записи "Clouds" в составе появились басист Johnny Hagel и клавишник Kenneth Roos. А после ряда туров Эдлунд и Хагель остались в гордом одиночестве. Разногласия были так сильны, что было даже объявлено о распаде Tiamat и выходе прощального концертника "The Sleeping Beauty - Live In Israel". Этот пяти-песенный миньон (записанный в январе 1993 года уже с сессионным барабанщиком Lars Skold) и в самом деле вышел, но группа не распалась. Йохан и Джонни, плюс Ларс и еще один сессионщик - гитарист Magnus Sahlgren, стали работать над новым альбомом.

"Wildhoney" вышел в 1994 году и потряс металлический мир до основания. До этого никто не отваживался на столь смелое сочетание металла и готики, на столь смелый переход от брутальности к атмосферности. "Wildhoney" начинается типичной песней Tiamat времен "Clouds" - "Whatever That Hurts", однако по мере приближения к концу альбома материал становится все более медитативным и просто фантастически красивым. Композиции "Do You Dream Of Me?" с соло на акустической гитаре и "Pocket-Size Sun" с женским бэк-вокалом вообще не поддаются описанию - это надо слышать. Именно услышав "Wildhoney", большинство металлистов - и слушателей, и музыкантов - открыло для себя готику, и хотя думовые группы и раньше включали в музыку готические элементы, так далеко не заходил никто. "Wildhoney" является одним из самых продаваемых релизов Century Media за всю историю этой компании, и если его еще нет в вашей коллекции, вы многое упустили. Кстати, если ваша знакомая девушка никогда не слышала металла, но интересуется, что это такое, дайте ей послушать "Wildhoney" - для просветительских целей он подходит просто идеально. 

После выхода "Wildhoney" и гастролей, в том числе на разогреве у Black Sabbath, Tiamat надолго лег на дно. Эдлунд разводился с женой и искал утешения в наркотиках, Ларс Скольд играл, где позовут, Джонни Хагель подружился с Маттиасом Лодмальмом из 
Cemetary и вошел в его новый проект Sundown, а Магнус Сальгрен просто отбыл в неизвестном направлении. На место Магнуса в Tiamat вернулся Томас Петерссон, а басистом стал Anders Iwers, бывший коллега Лодмальма по Cemetary. Именно таким составом был записан альбом 1997 года "A Deeper Kind Of Slumber" - диск настолько завернутый, что практически никто не смог понять его до конца. Собственно говоря, это уже не металл, а психоделическая смесь дарк-уэйва и Pink Floyd, явно сочиненная под кайфом и предельно антикоммерческая. Эдлунд уже не рычит, как в былые годы, а поет очень тихим и чистым голосом, практически шепотом, а музыка стала настолько медленной и расслабляющей, что выделение отдельных треков из альбома просто не имеет никакого смысла - это саундтрек к пограничному состоянию между сном (наркотическим?) и реальностью, где все туманно и зыбко, и один образ перетекает в другой, так и не успев до конца оформится. О прошлом Tiamat напоминает лишь готик-роковая "Cold Seed", которая практически сразу же вышла синглом, но с остальной частью альбома она не имеет практически ничего общего.

"A Deeper Kind Of Slumber" неплохо продавался, но старые фэны не приняли новый звук и особенно имидж группы - бритый наголо Эдлунд с разрисованным странными символами лицом зашел слишком далеко даже для 1997 года, когда расставание с хайром стало повальным явлением. Первое выступление Tiamat после выхода альбома вообще чуть не провалилось - зрители польского фестиваля Metalmania толпами повалили из зала, услышав вместо привычных гитарных запилов "какую-то атмосферщину". Позже ситуация стабилизировалась - "A Deeper Kind Of Slumber" нашел свою публику в готических кругах, где оригинальный внешний вид и расслабляющая музыка только приветствуются. 
Никто не ждал от Йохана шага назад, но он его сделал - диск 1999 года "Skeleton Skeletron" получился куда живее и энергичнее предыдущего. Более того, он стал значительно более приземленным и менее абстрактным - переехав к новой подруге в Германию, Йохан вышел из многолетней депрессии и решил показать миру свою светлую сторону. Композиция "Brighter Than The Sun", сделанная в духе Sisters Of Mercy, стала клубным хитом, а оригинальный видеоклип, где Эдлунд в костюме тореадора сражается с огромным грузовиком, попал во все мыслимые сборники как готических, так и металлических клипов. Без сюрпризов диск, разумеется, не обошелся - чего стоит один только кавер Rolling Stones (!) "Sympathy For The Devil" и песня "Best Friend Money Can Buy", выдержанная в духе "любовных" баллад Ника Кейва. Кстати, перед записью Томас Петерссон в очередной раз ушел из Tiamat, и группа работала в студии втроем. В 2000 году Йохан решил на время свернуть деятельность Tiamat и заняться сольным проектом Lucyfire. Диск "This Dollar Saved My Life At Whitehorse" вышел через год и представлял собой нечто уж вовсе невероятное - откровенно издевательский готик-поп с танцевальным уклоном. Не рекомендую вам пытаться воспринимать альбом всерьез, похоже, что Эдлунд откровенно потешается над собой и над слушателем - послушайте хотя бы песню с чудесным названием "Thousand Million Dollars In The Fire" или кавер-версию хард-буги хита 80-х "Sharp Dressed Man" (ZZ Top). Даже название альбома ("Этот доллар спас мне жизнь в городе Уайтхорс") взято из мультика про Дональда Дака! 

"На создание этого материала меня вдохновило посещение клубов, где люди вовсю отрывались под "Brighter Than The Sun". Я впервые понял, что своей музыкой я могу не только вызывать у людей мрачное суицидальное настроение, но и развлекать их", - говорит Йохан. Вдоволь повеселившись с Lucyfire, Эдлунд вновь взялся за работу с Tiamat. Осенью 2001 года группа (вместе с вернувшимся Петерссоном) засела в копенгагенскую студию Puk, и к Новому году альбом "Judas Christ" был готов. В январе вышел сингл "Vote For Love", прослушав который, становится понятно, что Эдлунд продолжает линию Lucyfire, только с более роковым звуком. "Я уже не молод (Йохану только что исполнился 31 год - прим. авт.) и кое-чего повидал на своем веку, так что я больше не могу оставаться безразличным к тому, что происходит в мире. Все последние события заставили меня переосмыслить прошлое и задуматься над тем, каким меня запомнят, если я вдруг умру. Не хотелось бы, чтобы я остался в памяти людей эдаким меланхоликом, который распространяет вокруг себя ауру тоски и безысходности", - говорит Йохан. 
Тем не менее, на концертах группа продолжает исполнять старые вещи, так что тем, кто пришел 30 марта в Горбушку, представился неплохой шанс ознакомится сразу с несколькими сторонами творчества Tiamat.

Сайт управляется системой uCoz