Эта выдающаяся английская рок-группа , чья сложная и долгая история, в общем, не знает аналогов в рок-музыке была образована в 1966 году. Первоначально в нее вошли выпускники Кембриджского Колледжа Сид Бэррет и Роджер Уотерс. Выпускник Лондонской Школы Искусств Сид Бэррет к тому времени уже являлся автором многих стихов и песен, а его друг Роджер Уотерс, изучавший архитектуру в лондонском "Regent Street Polytechnic" вместе с Ником Мэйсоном и Ричардом Райтом, - исполняли в различных кафе и клубах популярные в то время песни в стиле ритм-энд-блюз. Уотерс познакомил своих друзей-архитекторов Ричарда Райта и Ника Мэйсона, игравших с ним в группе "SIGMA-6" с 1965 года, с Сидом Бэрретом. Группа "SIGMA-6" была образована еще в колледже и сменила ряд названий: "T-Set", "The Meggadeaths", "The Abdabs".
Первоначальный состав группы "SIGMA-6" был таким: Клайв Меткалф - бас-гитара, вокал; Роджер Уотерс - гитара, вокал; Ник Мэйсон - ударные; Ричард Райт - клавишные; Кэйт Нобл и Джульетт Гэйл - вокал (кстати, Джульетт Гэйл вскоре вышла замуж за Рика Райта, а Кэйт Нобл и Клайв Меткалф - оставили сцену).
Их поразила необычная, полная сюрреалистических образов, поэзия Бэррета, которая прекрасно сочеталась с не менее оригинальной музыкой Уотерса и так называемыми "психоделическими эффектами", начавшими тогда входить в моду. Эта четверка и присоединившийся к ней джазовый гитарист Боб Клоуз образовали группу, которая поначалу называлась "Screameing Abdabs", но вскоре была переименована в "Pink Floyd Sound". Такое название было взято в честь известных тогда блюзменов из Джорджии Пинка Андерсона и Флойда Каунсила (это название предложил Сид Бэррет, имевший альбом Андерсона и Каунсила). Надо сказать, что по причине незнания последнего обстоятельства, в нашей стране историки рок-музыки неоднократно пытались перевести название "Pink Floyd". Например, известен перевод названия "Розовый Фламинго". Словом, известно, к чему может привести отсутствие достоверной информации, чем наша страна отличалась долгие десятилетия...
Вскоре после образования группы ее покинул гитарист Боб Клоуз, так как психоделический блюз в сочетании с сюрреалистической поэзией Бэррета не пришелся джазмену по вкусу. В дальнейшем Боб Клоуз пробовал себя как вокалист, но особых успехов на этом поприще не добился.
Итак, после ухода Клоуза состав группы выглядел так: Сид Бэррет - гитара, вокал; Роджер Уотерс - бас-гитара, вокал; Ричард Райт - клавишные; Ник Мэйсон - ударные.
С февраля 1966 года "Pink Floyd" дает концерты в клубе "Марки", принесшем известность многим коллективам, среди которых и знаменитые "Rolling Stones". В течение этого года группа работает над созданием крупного шоу "Games for May". В декабре 1966 года с коллективом начинают работать менеджеры Эндрю Кинг и Питер Дженнер, под руководством которых "Pink Floyd" записывает свой первый сингл - "Arnold Layne". Эта песня Бэррета, которую Национальное радио транслировать отказалось, однако, прозвучала в эфире на волне одной из радиостанций и сразу же попала в Британский хит-парад, где продержалась 7 недель и добралась до 6 места. "Arnold Layne" - рассказ о парне, укравшем женское нижнее белье в прачечной. Эта песня имела реальную предысторию: когда матери Бэррета и Уотерса были студентками Кембриджа, они сдавали свое белье в прачечную. Однажды ночью случилось так, что кто-то похитил белье оттуда. Музыкальные критики, буквально воспринявшие метафору Бэррета, сразу же обрушились на группу, обвиняя ее в исполнении откровенной похабщины. Вот такую, поначалу скандальную, известность получила группа "Pink Floyd" в 1966 году...
Между тем, все большее число слушателей начинает интересоваться творчеством "Pink Floyd", поэзией Бэррета, наполненной образами героев К. Грэма и Л. Кэрролла, резко контрастирующей с текстами других групп, изобилующими рифмами "yesterday-faraway".
Вскоре перед группой встала серьезная проблема - пристрастие Сида Бэррета к сильнодействующим наркотикам типа ЛСД, вызывающими галлюцинации. После ряда вызванных этим обстоятельством скандалов Бэррет обещает своим друзьям "завязать" с ЛСД, и на некоторое время это ему удается. Между тем, завершена первая крупная работа коллектива - шоу "Games for May", которое, возможно, определило дальнейший стиль работы "Pink Floyd", его масштабность. Песня "See Emily Play" из этого шоу снова входит в десятку лучших Британского хит-парада, а число поклонников группы существенно возрастает, о ней пишется все больше статей и заметок в музыкальной прессе. "Pink Floyd" начинает получать предложения сотрудничества и заказы от различных студий звукозаписи.
Это было, как считают многие музыкальные критики и историки, временем становления группы, впоследствии подарившей миру совершенно новый стиль исполнения музыки. В западной (а в след за ней и в нашей) литературе стиль этот получил название "электронная пульсация", хотя термин этот мало что объясняет. Музыка, в которой использовались как классические, так и джазовые гармонии, а также древние традиции английских и шотландских народных песен, едва ли подпадает под такое узкое определение, как "пульсация".
Первое турне группы по Великобритании состоялось в августе 1967 года. Прошедшие с блеском первые выступления, казалось, предвещали большой успех и в дальнейшем, но уже через три недели после начала турне произошел грандиозный скандал, связанный с Сидом Бэрретом. Дело в том, что Бэррет, вновь принявшийся за наркотики, довел себя прямо-таки до невменяемого состояния, нередко падал в обмороки прямо на сцене, а в лучшем случае стоял, загадочно улыбаясь и глядя в пространство, не в силах ни играть, ни вспомнить тексты собственных песен. Никакие уговоры друзей не могли заставить Бэррета покончить с употреблением наркотиков и привести его в нормальное состояние.
Последнее обстоятельство вынудило Роджера Уотерса пригласить в группу своего приятеля - гитариста Дэйва Гилмора - в качестве замены. В ходе турне Дэвид Гилмор зарекомендовал себя очень неплохо, - не только как гитарист, но и как певец.
Понравились Уотерсу также и некоторые сценические да и музыкальные идеи Дэвида Гилмора. "Этот парень с ходу врубился в дело и подкинул много стоящих идей. Ни у кого из нас не сложилось впечатления, что он - лишний", - сказал Уотерс в интервью после первого совместного с Гилмором выступления. Почти семь недель продолжалась их совместная концертная деятельность, Гилмор все больше "вписывался в коллектив", а вот Бэррет никак не мог найти себя и, так и не сумев перебороть свою страсть к наркотикам и бросить их, был вынужден уйти из группы. Двадцатидвухлетний музыкант, чей талант уже привлек к нему немало поклонников, навсегда ушел с большой сцены. Не будь этого, неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба группы, а с ней, возможно, и целого направления рок-музыки.
Впрочем, в 1970 году Сид Бэррет записывает две сольные программы, которые, однако, успехом особым не пользовались и мало кого заинтересовали.
В 1967 году вышел первый официальный диск группы, который назывался "The piper at the gates of dawn", название которого Бэррет позаимствовал у К. Грэма. Так же, как и сингл, этот альбом продержался в чартах 7 недель и достиг 6 места. Слушая этот диск, начинаешь понимать, что уход Бэррета из музыки и поэзии - большая потеря. Сказочные персонажи, загадочные образы и природа, - все это сильно напоминает сказки Льюиса Кэрролла и отрывает слушателя от серой обыденности, тоски и скуки наших дней... Песни "Scarecrow" и "Bike", завершающие диск, несколько отличаются от предыдущих как по музыке, так и по стихам. Песня "Bike" - уже вовсе не сказка, а простая, грустная история из жизни. Велосипед, взятый взаймы, бездомный мышонок Джеральд - из реального мира, который хочется сделать лучше, наполнить музыкой.
После выхода в свет пластинки "The piper at the gates of dawn" к группе пришел большой успех, интерес к ней как простых слушателей, так и критиков, сильно возрос. Уже в 1968 году выходит новая программа "A saucerful of secrets". И снова - большой успех, в частности, благодаря песне "Corporal Clegg" о солдате, вернувшемся с войны "с деревянной ногой, которую он приобрел в 1944-ом" и с медалью, "которую он получил от Ее Величества Королевы"... Песня эта, наделавшая немало шума, вызвала острое раздражение властей.
В том же 1968 году группа гастролирует по США, Японии и Австралии, приобретая все более широкую известность и все больший опыт; к "Pink Floyd" приходит все большая популярность, тиражи пластинок, а вместе с ними и доходы музыкантов, возрастают.
С приходом в группу Дэвида Гилмора в ее выступлениях все больше проявляется стремление увеличить масштабы шоу, разнообразие идей и неожиданных находок Уотерса - с уходом Бэррета - лидера и основного автора текстов и музыки. Желание создать "великое, наилучшее и всеобъемлющее шоу" выразилось, например, в том, что однажды музыканты устроили сцену не где-нибудь, а на поверхности большого озера, завершив шоу фейерверком и серией взрывов, после чего перед изумленными зрителями всплыли надувной громадный осьминог и резиновые рыбы (настоящие, однако, также не заставили себя долго ждать; в результате - очередной скандал с полицией и с обществом "Зеленых").
1969 год. В июне завершена работа над программой "More", а в ноябре выходит двойной альбом "Ummagumma". Это совершенно разные работы. Первая из них - несколько лирических песен, выдержанных в обычном для группы стиле, вторая - это бесконечные электронно-шумовые медитации. Вторая пластинка альбома "Ummagumma" состояла из концертных песен, записанных в июне-августе 1969 года и ранее - в 1967 году на первом диске группы.
Диск "Atom heart mother", вышедший в октябре 1970 года, по праву считается одной из лучших программ группы. В песне "If" звучит боль несбывшихся надежд и одиночества, ощущение безвыходности...
В 1971 году выходит диск "Meddle" первая песня из которого "One of these days" вновь попадает в список лучших британского хит-парада, хотя текст ее содержит лишь пару строк, а мелодия ("электронно-шумовая медитация") довольно однообразна. Остальные песни с этой пластинки написаны в более спокойном ритме и достаточно мелодичны.
В том же году группа много гастролирует по разным странам с такими программами как "Relics" - старыми песнями и "Meddle", записывает на кинопленку ряд концертов (например, концерт в Помпеях); об уровне "Pink Floyd" говорит уже то, что в 1970 году группу пригласил сотрудничать выдающийся итальянский режиссер Микеланджело Антониони. В результате группа записывает музыку к фильму "Zabriskie Point", получившему ряд международных премий, в том числе и за музыку.
Вернемся к вышедшему в 1971 году диску "Meddle". Несмотря на упреки в повторении самих себя, критики совершенно справедливо говорили, что "здесь перед нами предстает уже зрелая группа, добившаяся убедительного синтеза двух направлений - "электронно-шумового" и песенного". Для иллюстрации этого факта достаточно сравнить две первые песни диска - "One of these days" и "A pillow of winds" - с хорошими стихами и акустической гитарой.
В июне 1972 года выходит пластинка "Obscured by clouds", весьма прохладно встреченная критикой. Ни одна из песен этого альбома не вошла в хит-парады, а сама пластинка раскупалась неохотно, многие даже поговаривали о том, что "Pink Floyd" исчерпал себя, но, как выяснилось, этому прогнозу не суждено было оправдаться.
Дело в том, что вслед за программой "Obscured by clouds" наступает совершенно новый этап в творческой жизни группы "Pink Floyd".
Купив после очередного турне новую аппаратуру, Роджер Уотерс пригласил к сотрудничеству известного звукорежиссера Алана Парсонса, великолепного саксофониста Дика Пэрри, а также группу вокалистов, возглавляемую Клэр Торри. В июне 1972 года, вслед за выходом пластинки "Obscured by clouds", началась долгая, почти семимесячная, работа в лондонской "Abbey Road Studios", результатом которой явилась пластинка "The dark side of the moon" - лучшее, по мнению многих критиков, что было создано группой. За семнадцать лет этот диск ни разу не выходил из списка двухсот лучших хит-парада "Биллборда", и к 1995 году его продано около 28 миллионов (!) экземпляров. После выхода в марте 1973 года этой пластинки в свет "Pink Floyd" становится одной из самых популярных рок-групп в мире.
Музыкальные критики назвали выход этой пластинки "переворотом в представлении о возможностях звукозаписи". Всевозможные стереоэффекты, оригинальный вокал Клэр Торри, блестяще исполненные Диком Пэрри партии саксофона, поистине, вызывают восхищение. Здесь перед нами предстает уже полностью оформившаяся группа со своими неподражаемыми исполнительским стилем и музыкой. Стихи Роджера Уотерса впечатляют своей искренностью, хотя поднимают они те же, старые, как мир, проблемы: разочарование в жизни, страх смерти, желание хоть что-то понять и изменить к лучшему в нашем жестоком мире и дикое, безумное, одиночество человека. Желание сбежать от суеты и страха, "зарыться в нору" ("Breathe"), - словом, спрятаться от всех, - лишь одна из мыслей, высказанных Роджером Уотерсом. Бездарно, бездумно растрачиваемое время, уходящая молодость - вот какой предстает перед нами жизнь современного человека ("Time").
Неприятие мира жлобства, эгоизма, насилия и "дорогих" удовольствий так свойственно герою Уотерса ("Money", "Us and them")... Замкнутость порочного круга жизни современного общества со всеми его грязью и насилием, отсутствии возможности свободного выбора - неприемлемы для автора. Результат всех бесплодных попыток найти какой-либо выход - помрачение ума ("Brain damage"). Несмотря на отчаяние и безысходности, сквозящие в стихах, герой, все же, не теряет надежды, пытаясь найти себя в коком-то неведомом, ирреальном мире - на "обратной стороне луны", которой, "на самом-то деле и не существует" ("Eclipse"). Синтез поэзии и оригинальной музыки, к тому же, мастерски исполненной и снабженной различными стереоэффектами, позволяет альбому "The dark side of the moon" долгие годы удерживаться среди лучшего, что создано в рок-музыке.
В 1974-75 годах группа много гастролирует и параллельно записывает пластинку "Wish you were here", в сентябре 1975 года увидевшую свет. Этот диск посвящен безвременно угасшему таланту Сида Бэррета. И вновь группа показала блестящий синтез музыки и стихов, саксофон Дика Пэрри вновь порадовал слушателей. Вокалисты Рой Гарпер, Венета Филдс и Карлена Уильямс также обогатили звучание пластинки.
В сентябре 1975 года сразу же после выхода пластинки, музыкальный мир потрясает сенсация: в студии "Pink Floyd" появляется сам Сид Бэррет, и заявляет, что он полностью "завязал" с наркотиками, совершенно здоров и готов работать...
Увы! Его хватило лишь на месяц, после чего он окончательно исчез с горизонтов рок-музыки...
Находясь в зените своей славы, музыканты не почивают на лаврах: группа по-прежнему много гастролирует и работает в студии над новыми программами. В 1977 году на прилавках магазинов появляется новая пластинка "Animals", полная бичующей пороки современного общества сатиры. Группа также создает шоу "Animals", в котором социум предстает перед глазами зрителей как мир, населенный овцами, которыми властители - свиньи - управляют с помощью жестоких и беспощадных собак. Огромная пластиковая свинья из этого шоу становится бессменной спутницей группы во всех ее последующих гастролях. Снова ошеломляющий успех, пластинка раскупается многомиллионным тиражом, а песня "Pigs on the wing" попадает в десятку лучших Британского хит-парада.
Тем временем обостряются отношения в группе. Дэвид Гилмор требует, чтобы его идеи находили большее отражение в выступлениях группы; в 1978 году он выпускает сольный диск "David Gilmour". В том же 1978 году Ник Мэйсон выпускает диск "Fictitious sport", который, несмотря на громкое имя Мэйсона и славу "Pink Floyd", особым спросом не пользуется.
В 1979 году группа начинает работу над новым шоу "The wall". Несмотря на обострившиеся разногласия между Гилмором и Уотерсом, музыкантам все же удалось завершить огромный труд двойным альбомом и созданием грандиозного шоу с тем же названием. Спектакль был показан группой 29 раз в четырех городах - Лондоне, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Дортмунде.
В 1980 году Уотерс предлагает сотрудничество режиссеру Алану Паркеру. Результатом этого сотрудничества явился фильм "The wall", снятый по сценарию Уотерса на основе шоу (в кинофильм вошли почти все песни из альбома "The wall"). Этот фильм о жизни и смерти, о войне и мире, о жутком одиночестве человека в обществе, полном лицемерия, ненависти и злобы.
С юных лет герой фильма сталкивается со стеной непонимания и равнодушия, кирпичами в которой являются люди, его окружающие. Рано оставшись без отца, погибшего на войне, он ищет мужской поддержки у отцов других детей - и не находит ее. Пытается выразить себя в стихах, но школьный учитель издевается над ним, зачитывая эти стихи - самое сокровенное, что у парня есть - на уроке. Школа - не "храм науки и воспитания", а гнусный конвейер, по которому дети следуют в мясорубку жизни. Это - лишь часть стены, разделяющей людей на "своих" и "чужих". Пришедшая было любовь оборачивается изменой, и вновь - одиночество. Герой вновь мечется, не зная, что ему делать ("What shall we do now?"). Здесь нелишне упомянуть о блестящей мультипликации, созданной Джеральдом Скарфом и Роджером Уотерсом. Страшные образы войны и смерти преследуют зрителя, а стена все разрастается ввысь и вширь. Разрушить эту стену, не быть еще одним кирпичом в ней - вот, что необходимо!
Одинокий герой фильма не находит утешения ни в телефильмах, ни в выпивке, ни в иных развлечениях, - все ему опостылело, он не может найти то, что ему нужно ("Young Lust"); так что ж теперь, уйти из этого жестокого мира? Ведь бреши в стене не видно, как бы герой ни искал ее.
Но выход, кажется, есть: взять себя в руки, надеть униформу, объединить вокруг себя всяких подонков и, упиваясь своими силой и молодостью, крушить все и всех вокруг - и "негров, и евреев, и слабаков", - словом, всех! Надо лишь следовать червям, и все эти "глупые" человеческие чувства уйдут, останутся лишь сила и власть над умами и жизнями людскими ("In the flash", "Run like hell", "Waiting for the worms")...
Но хватит, СТОП! Герой не желает принимать участия во всем этом, он хочет вернуться к себе, он хотел разрушить стену, а не бесчинствовать вместе с обезумевшими ребятами в униформе, сильно напоминающей фашистскую.
И вот - Суд, Судилище, Судебное Разбирательство, на котором председательствует омерзительный Червь. Мир червей, учителей марионеток и "их жирных психопаток-жен" ополчается на него, вина которого очевидна: он хотел быть человеком! Приговор вынесен, и стена теперь окружает героя со всех сторон, сверху же неумолимо надвигается омерзительный Червь...
Но вдруг стена с чудовищным грохотом рушится, ее обломки разлетаются миллионами кирпичей. Когда гул стихает, появившиеся на сцене действия дети собирают осколки. Они уносят эти камни прочь, чтоб от стены ненависти, равнодушия и пошлости, жадности и свинства не осталось ничего! А, может быть, они лишь собирают материал, чтобы строить новую стену?
Альбом "The wall" разошелся 11 миллионным (!) тиражом, песни из которого до сих пор популярны и продолжают жить.
Еще одно из многих достоинств группы - это умение создавать неделимые, нерасчленяемые произведения. Однако, среди песен альбома "The wall" есть и те, что могут рассматриваться как нечто совершенно самостоятельное. Такова, например, песня "Hey you" (кстати, не вошедшая в фильм "The wall").
Разнообразие музыкальных форм в фильме, дополненное отточенным исполнением "Pink Floyd" и блестящим актерским мастерством Боба Гэлдофа позволяет картине вот уже более десятилетия будоражить умы людей.
Еще до записи этого альбома Рик Райт ушел из группы и уехал в Грецию. Начиная с 1981 года Уотерс, Гилмор и Мэйсон ведут работу над сольными программами или помогают другим музыкантам, в числе которых Кэйт Буш, Брайан Фэрри и Дэвид Боуи.
В 1983 году "Pink Floyd" записывает альбом "The final cut", песни из которого "направлены против войны и разрешения региональных конфликтов путем вооруженного вмешательства" (как сказал Дэвид Гилмор в одном из своих интервью). Несмотря на то, что западные музыкальные критики встретили альбом весьма прохладно, он вызвал хорошие отклики у слушателей и был раскуплен более чем полуторамиллионным тиражом, а песня "The gunners dream" попала в ряд хит-парадов.
Чуть позже, в том же 1983 году, группа записывает диск "Works", но уже без Мэйсона, бросившего музыку из-за неуемной страсти к мотогонкам и автомобилям. Так распалась и прекратила свое существование группа "Pink Floyd".
В 1984 году Дэвид Гилмор записывает свой второй сольный диск - "About face", в записи которого ему помогают Стив Уиндвуд, Рой Гарпер и Джефф Поркаро. В период с 1984 по 1985 год Гилмор гастролирует вместе с этими музыкантами, а также с ритм-гитаристом Миком Ральфсом.
Тем временем Уотерс создает со своими помощниками программу "The pros and cons of hitch hiking", которая, как и альбом Гилмора, особым успехом не пользуется. В 1986 году Уотерс совместно с большой группой музыкантов, в числе которых Дэвид Боуи, Хью Корнуэлл и Пол Хардкастл, выпускает программу "When the wind blows", а в 1987 году выходит пластинка Уотерса "Radio K.A.O.S.".
Видя бесплодность создать что-то новое, Дэвид Гилмор принимает решение вернуться к идее "Pink Floyd", но уже без Уотерса. Возродив группу, Гилмор и Мэйсон начали работу над пластинкой "A momentary lapse of reason", которая вышла в 1987 году. Рик Райт в записи этого диска принимал участие лишь как приглашенный музыкант, так как боялся, что Роджер Уотерс, подав в суд на Гилмора за незаконное присвоение названия группы, выиграет процесс.
Итак, сразу после выхода пластинки "A momentary lapse of reason" Уотерс начал судебный процесс против Гилмора, не скупясь на расходы (каждый день процесса стоит Уотерсу 5 тысяч фунтов стерлингов!).
Назвав последний диск группы лишь хорошо сработанной подделкой под его музыку, Уотерс подлил масла в огонь разгоревшейся вражды с Гилмором. Гилмор также повел яростную борьбу против Уотерса. Он не остановился на публичных оскорблениях и даже финансирует фирму, выпускающую майки с надписями "А кто такой этот Уотерс?" и подобные этой.
Охарактеризовав пластинку Уотерса "Radio K.A.O.S." такими словами, как "редкостное убожество", "много шума из ничего", Гилмор принялся готовиться к турне, равного которому еще не видел свет.
Это мировое турне группы началось 9 сентября 1987 года и продлилось почти два года, причем, только в Европе группа дала 45 концертов (и в Москве тоже). Сам Дэйв Гилмор называет эту программу "самое большое по масштабам шоу в пути", и здесь с ним трудно не согласиться: только монтажом оборудования для одного концерта занимаются 132 человека в течение 11 (!) дней; еженедельные затраты группы составляют около 1,3 миллиона долларов, и 45 грузовиков транспортируют три огромных сцены. На сцене помимо одиннадцати музыкантов находятся два телесканера, сцену освещают четыре светоробота, около трехсот вращающихся ламп; восемь варьирующих систем, обслуживаемых двадцатью операторами...
Одним словом, дизайнер группы Пол Степлз не зря ест свой хлеб. Гилмор также привлек к работе барабанщика Гарри Уоллиса, который использует красные и зеленые флуоресцентные палочки специальной конструкции, трех вокалисток, бас-гитариста Тони Левина и саксофониста Скотта Пэйджа. "Pink Floyd" дал около ста концертов за время этого почти двухлетнего турне.
В 1988 году вышел альбом "Delicate sound of thunder", записанный с концерта. Более половины песен этого альбома - из программы "A momentary lapse of reason", остальные - хиты группы прошлых лет.
Однако, Уотерсу так не удалось обосновать права на название группы, и группа Гилмора сохранила свое название.
После этого грандиозного турне наступило затишье. Музыканты взяли паузу. Как признался сам Дэвид Гилмор в интервью: "После такого количества концертов я просто не мог уже держать гитару в руках". Следующий альбом группы увидел свет лишь в 1994 году. Этот альбом под названием "The division bell" имел неплохой успех и занимал первую строчку во многих чартах.
Роджер Уотерс, тем временем, тоже не сидел без дела. В 1990 Уотерс дал грандиозный концерт в Берлине. На этом концерте была исполнена старая программа группы - "The wall". Выступление было посвящено падению берлинской стены, и эта программа подошла очень кстати. Помогали Уотерсу многие известные артисты, в числе которых были: Брайн Адамс, Синди Лаупер, Шинед О'Коннор, "Scorpions". В концерте приинял участие: Берлинский филармонический оркестр, хор берлинского радио, и даже военный оркестр Советской Армии. На концерте был записан двойной альбом.
В 1992 году Роджер Уотерс выпустил новую программу - "Amused to death".
Последней работой "Pink Floyd" является двойной альбом "Pulse", который был записан осенью 1994 года. Основу первого диска этого альбома составила программа "The division bell". Второй диск представляет старую программу группы - "The dark side of the moon". Также на диске представлены старые хиты группы. Альбом вышел в свет в 1995 году в великолепном и оригинальном оформлении. Торец альбома украшает вмонтированный светодиод, мигающий с частотой человеческого пульса. Таким же грандиозным выдался и концерт, за который группа получила в награду "Grammy", как за лучший концерт года.
В конце 1996 года появился на свет третий сольный альбом Рика Райта под названием "Broken China". Две песни на этом альбоме были спеты Шинед О'Коннор.
2 июля 2005 года Pink Floyd воссоединились с Роджером Уотерсом и выступили на концерте, организованном Бобом Гелдофом, сборы от которого пошли в помощь голодающим Африки.
Вышедший в ноябре 2001 года двойной альбом-компиляция "Эхо", скорее всего, окажется "прощальным поклоном" легендарных Pink Floyd.
Гитарист Дэвид Гилмор, главная движущая сила группы в последние 15 лет (после ухода в 1986 году автора классических хитов Родэжера Уотерса), признал в интервью журналу Rolling Stone, что со времени выхода 6 лет назад последнего концертного альбома Pulse у него нет никаких новых идей, связанных с Pink Floyd и нет желания больше устраивать гастроли. "Мне 55, а это игра для молодых", - заявил он.
Концептуальные альбомы и яркие экстравагантные шоу Pink Floyd с обилием лазеров, гигантскими летающими свиньями и огромными экранами, на которые проецировались "психоделические" картины, на протяжении 30 лет служили эталоном и объектом подражания.
Однако сейчас Гилмора гораздо больше интересует исполнение "корневых" рок-н-роллов вместе с Полом Маккартни и госпелс вместе с небольшим хором.
Гитарист, обладающий мгновенно узнаваемым "фирменным" звуком и манерой игры, заявляет, что испытывает смешанные чувства когда слышит о влиянии Pink Floyd на другие группы, в том числе ставшие известными: "чем быть "следующими Pink Floyd", лучше быть самими себе Radiohead", говорит он.
Тем временем двойной альбом "Echoes: The Best of Pink Floyd", появившийся в продаже 5 ноября
2001 года, занял второе место в английских чартах. В этой антологии было решено отказаться от хронологического принципа в пользу ассоциативной переклички и микширования, связывающих все композиции за 36-летнюю историю группы в единой целое. Обрамляют альбом две песни фактического создателя Pink Floyd Сида Баррета: "Astronomy Domine" и "Bike".