A-HA
История
норвежской группы A-ha уходит корнями в
далекие 70-е годы. Во времена, когда, будучи
еще детьми, познакомились и подружились Magne
"Mags" Furuholmen (родился 01.11.1962, гитара) и Pal Waaktaar (родился
06.09.1961, клавишные). Ребята
быстро нашли общий язык, и дали друг другу
клятву создать группу, которая станет столь
же популярной, как и Битлз. Свое вдохновение
Пол и Магне черпали из их творчества, а
также из песен The
Doors, которые были их
кумирами. В 1977 году вместе с двумя другими
норвежцами Вигго Бонди (бас-гитара ) и
Ойстеном Йеванордом (ударные) они
организовали первую более или менее
серьезную группу, получившую название The
Bridges.
Интересно,
что Фурухольмен по началу хотел играть на
гитаре, но Воктор, уже тогда являвшийся
лидером группы, заметил, какое влияние
оказывало на Магне творчество Рика
Манзарека и отвел для своего друга иную
роль - роль клавишника. Время показало,
насколько Воктор оказался прав. Вскоре
вышел первый и единственный альбом группы
"Fakkeltog". Стилистика альбома необычайно
напоминала стиль Doors. Место вокалиста занял
Пол и он всеми силами старался звучать так,
как и Джим Моррисон, а Магне неповторимо
подражал Манзареку. Альбом создавал
довольно мрачную и пессимистическую
картину окружающей действительности, что в
последствии стало присуще и зрелым работам
А-ha. "Fakkeltog" был отпечатан в количестве
1000 экземпляров, 600 из которых были проданы.
Пол
и Магне мечтали о грандиозном успехе, в то
время как Вигго и Ойстен были удовлетворены
тем уровнем популярности, что группа имела
в Норвегии. Однажды после концерта к
ребятам подошел молодой человек и сказал:
"Вы - лучшая группа в Норвегии, но вам
нужен хороший вокалист". Пол и Магне
пропустили это мимо ушей, они тогда не знали,
что именно этот человек и станет вокалистом
в их следующей группе, ибо это был не кто
иной, как юный Morten Harket (родился 14.09.1959), певший тогда в
блюзовой команде "Soldier Blue".
В
то же самое время (начало 80-х) в Лондоне
зародилось так называемое романтическое
пост-панковское движение, набиравшее все
большую весомость в музыкальном мире.
Поскольку Магне работал в Hoevikodden's Art Center в
Осло охранником, он выяснил все возможные
способы финансирования поездки начинающих
музыкантов в Лондон. Пол и Магне
окончательно решили уйти из Bridges и
добиваться успеха на берегах Туманного
Альбиона. Тогда то они и захотели
пригласить Мортена, который уже стал
довольно известен в Норвегии как
обладатель уникального голоса, но на их
приглашение Мортен ответил отказом. В
ноябре 1982 года, с 10 000 крон в кармане и полные
радужных надежд, двое молодых норвежцев
впервые предприняли попытку покорения
современной рок-Мекки - Лондона. Скажу сразу,
что первый блин вышел комом, и вскоре Пол и
Магне вернулись, уже без денег, но все еще
полные стремлений добиться успеха. Они
вновь обратились к Харкету с просьбой стать
вокалистом в их группе. На этот раз он
согласился, и тогда они уже втроем
вернулись в Англию. В Лондоне ребята
снимали маленькую комнатку на чердаке,
писали песни и обивали пороги студий
звукозаписи до тех пор, пока на них обратил
внимание продюсер Терри Слейтер.
Успех
пришел почти сразу, хотя первые два релиза
"Take On Me" остались практически
незамеченными. Тогда в трек было добавлено
хорошо известное теперь инструментальное
вступление на клавишных (которое
Фурухольмен написал еще в
четырнадцатилетнем возрасте), и было
отснято новаторское по тем временам видео.
Как
говорится, на утро А-ha проснулись
знаменитыми. Сингл "Take On Me" стал
номером один в нескольких десятках стран, в
том числе и в США. Успех ожидал и следующие
синглы
«The Sun Always Shine On
TV», «Train Of Though», «Hunting High
And
Low»
и их первый альбом "Hunting High And Low",
который разошелся тиражом почти 8 миллионов
экземпляров. Однако, стоит сказать, что
впоследствии музыканты признались, что
когда впервые прослушали окончательный
вариант альбома, они попросту не узнали
свои песни, насколько те были переделаны
продюсерами. A-ha получили много различных
музыкальных наград, а также были
номинированы на Grammy. Мортен, Магне и Пол
ощутили себя победителями и посчитали, что
теперь они смогут записывать именно ту
музыку, которую они захотят.
Второй
альбом А-ha "Scoundrel Days" резко отличался от
дебютного как музыкальным стилем, так и
содержанием текстов, чем наглядно
продемонстрировал, что A-ha - это не просто
поп-группа. Впервые стал отчетливо заметен
уход от модной в те годы романтики. Сам
альбом представляет собой смелую попытку
смешения стилей, заметное место в нем
занимают абсолютно некоммерческие треки.
На этом фоне особо выделяется заглавная
композиция, камня на камне не оставляющая
от радужной атмосферы первого альбома. Cразу
несколько песен нового альбома попали в
десятки лучших во многих странах ("I've
Вееп I.oosing You", "A Blue Sky", "Manhattan Skyline").
Стилистически A-Ha тяготеет к мелодичному
варианту музыки «новой волны»; активно
использует синтезаторы и вообще новейшие
достижения электроники. В создании
композиций и видеоклипов большую помощь
музыкантам оказал продюсер Alan Тагпеу.
Популярность
А-ha продолжает расти. Им предлагают
записать главную тему к очередному фильму
бондианы - "The Living Daylights". По сей день
одноименная песня A-ha cчитается одной из
лучших тем, написанных для фильмов о
Джеймсе Бонде. К этому времени относится
еще один конфликт A-ha с представителями шоу-бизнеса.
Мортен, Пол и Магне наотрез отказываются
отменить концерт в Японии, чтобы
присутствовать на всемирной премьере
фильма.
Весной
1988 года выходит очередной, третий по счету,
альбом группы "Stay On These Roads". Именно в
этом альбоме А-ha в первый и чуть ли не в
единственный раз цитируют самих себя (песня
"You Are The One"). Но нельзя не отметить, что
несмотря на некоторый откат назад, в
сторону более электронной музыки, в альбоме
содержатся и такие жесткие и мощные песни,
как "Out Of Blue Comes Green", "This Alone Is Love" и,
конечно, "The Blood That Moves The Body",
посвященная массовому самоубийству
подростков в Японии.
В
это время ощутимый удар по только
зарождающемуся представлению об А-ha как о
серьезных музыкантах наносят два видео -
"You Are The One" и "Touchy" - вновь
создающие им имидж беззаботных смазливых
мальчиков. Группа оказывается на грани
распада. Но находится выход. После
очередного успешного мирового турне A-ha
меняют продюсера и приступают к записи
нового во всех отношениях альбома.
Вышедший
осенью 1990 года CD "East Of The Sun, West Of The Moon"
стал вторым рождением группы. A-ha резко
меняет стиль. Теперь вы уже не услышите у
них даже намека на романтический электро-поп, который был основой их первого
альбома. Группа переходит на рок, где на
первом плане оказываются электрогитара
Воктора и рояль Фурухольмена. По-другому
звучит и голос Харкета. В альбоме
"East Of The Sun, West Of The Moon" чувствуется
влияние
Doors и
Джимми
Хендрикса.
Альбом
отличается довольно мрачной атмосферой и
жестким звучанием. Такие яркие композиции,
как "Slender Frame", "East Of The Sun", "Sycamore
Leaves" особо выделяются на ровном в целом
альбоме. Следствием такого резкого
поворота стало то, что та часть поклонников
A-ha, что предпочитала несложные песни из "Hunting
High And Low", оказалась не готова к его
восприятию. Однако большинство критиков
дали альбому очень высокие оценки. Кроме
того, "East Of The Sun, West Of The Moon" не
провалился и в коммерческом плане.
А
мировое турне группы в поддержку альбома
прошло более чем успешно, особенно концерты
в Южной Америке. В Бразилии, Чили и
Аргентине A-ha произвели эффект
разорвавшейся бомбы. На 20 концертах
побывало более миллиона человек. А на одном
из них они поставили абсолютный рекорд
посещаемости концерта одного исполнителя -
194 тысячи человек. Именно на этот период
приходится расцвет группы. Музыканты еще
верили, что в силах изменить что-либо в
акульих законах шоу-бизнеса. Они гордились
своей музыкой, исполняли акустические
версии своих песен во время каждого
появления на телевидении.
Подобная
гастрольная жизнь не могла не сказаться на
участниках группы. Усталые и опустошенные,
они нуждались в отдыхе. Мортен поспешил к
своей семье в Лондон, а Пол и Магне, наконец,
узаконили отношения со своими давними
подругами. Выход следующего альбома,
который по замыслу должен был быть
серьезнее и глубже предыдущего,
откладывался.
Весной
1993 года пятый студийный альбом группы под
названием "Memorial Beach" все-таки выходит и
поражает многих своей мрачной, почти
безысходной атмосферой и неожиданно новым
музыкальным звучанием. Названия песен
говорят сами за себя: "Cold As Stone", "Locust",
"Lamb To The Slaughter" (Фурухольмен шокировал
многих, заявив, что эта песня - история его
жизни), "Dark Is The Night". Музыка на альбоме
блестящая. К сожалению, недальновидное
руководство Warner Brothers не приемлет подобную
самодеятельность.
Желая
заставить группу плясать под свою дудку,
компания саботирует продажи "Memorial Beach".
К компании присоединяется и музыкальный
канал MTV, отказывающийся показывать ролик
"Dark Is The Night", прикрываясь отговоркой,
что песня очень напоминает работы U2. (Надо
заметить, что в начале 90-х годов некоторые
музыкальные критики писали о том, что одна
песня А-ha "Dark Is The Night" стилистикой и
почерком напоминает некоторые работы U2 ( в
чем не было ничего удивительного, ибо
продюссером песни был David Z,
продюссировавший альбом ирландцев "Achtung
Baby").
Теперь
имеет место обратная картина. Еще в песне
"Ground Beneath Her Feet" стало просматриваться
заметное влияние A-ha на U2, а после выхода
нового сингла U2 "Beautiful Day" критики
заговорили об уже значительном влиянии
музыки A-ha, а некоторые даже заговорили о
плагиате с песни A-ha 1985 года "The Sun Always Shines On
TV". Имеется ввиду фрагмент песни "Beautiful
day", начинающийся со слов 'Touch Me...." -
схожесть с аналогичной частью песни A-ha
настолько очевидна, что ее не отрицают даже
самые ярые поклонники U2.) Подобная ситуация
вокруг "Memorial beach" привела к глубокому
кризису внутри A-ha. Весной 1994 выходит новый
сингл группы "Shapes That Go Together" - oфициальная
тема пар-олимпийских игр в Лиллехаммере. И
несмотря на то, что Воктор и Фурухольмен уже
работали над шестым студийным альбомом
группы, после концертов 1994 года в
Петербурге и Южной Африке, А-ha приняли
решение о перерыве.
Во
время вынужденного отпуска, который каждый
посвятил своей сольной карьере, музыканты
довольно часто обговаривали возможность
записи нового альбома, но до конкретных
планов дело так и не доходило. Однако, после
выступления команды в декабре 1998 года такие
планы появились, результатом чего и стал
альбом "Minor Earth, Major Sky", увидевший свет 17
апреля. Мортен, Магне и Пол были искренне
удивлены быстрым успехом альбома и тем
фактом, что в последнее время стали
добиваться успеха группы и исполнители, на
формирование музыки которых они повлияли.
Стало понятно, что A-ha уже успели стать
живыми классиками поп и рок-музыки.
Интересный
факт. Альбомы группы "East Of The Sun, West Of The Moon"
и "Memorial Beach" oказали большое влияние и
на современных представителей русской и
украинской поп и рок-культуры, однако, по
непонятным причинам большинство из них
считает не престижным упоминать А-ha среди
групп, которые на них повлияли.
Fun Clubs: | |
The Post Office High Street GB Hedley Bordon Hanis, G2 358 BQ |
The Official A-Ha InfoService, Winterland Rock Express, PO box 203, Watford, Hertfordshire WD 31 3YA, England |
Биографические
данные
Мортен
Харкет - вокал. Родился 14 сентября 1959 года в
Конгсберге, Норвегия, в семье врача-онколога
и домохозяйки. Имеет 3 братьев и сестру С 1989
по 1998 год был женат на Камилле Мальмквист. В
семье трое детей: сыновья Якоб (1989), Джонатан
(1990) и дочь Томина (1993)
Магне
Фурухольмен - клавишные. Родился 1 ноября 1962
года в Осло, Норвегия, в семье джазового
музыканта и учительницы. Имеет сестру и
двух сводных братьев. С 1992 года женат на
подруге детства Хайди Редьорд, в их семье 2
сыновей: Томас Винсент (1990) и Филипп Август
(1993).
Пол
Воктор - гитара. Родился 6 сентября 1961 года в
Осло, Норвегия, в семье врача и учительницы.
Имеет старшую сестру. С 1991 года женат на
Лорен Савой. Имеют сына Oгги (1999)
1985 "Take
On Me" (SP)
1985 "Hunting High And Low" 37:17
1986 "Scoundrel Days" 35:22
1987 "The Living Daylights"
(SP)
1988 "Stay On These Roads" 43:36
1990 "East Of The Sun, West Of The Moon" 46:06
1991 "The Best Of A-Ha" (coll)
1993 "Memorial Beach" 35:53
1994 "Shapes That Go Together"
(SP)
2000 "Minor Earth, Major Sky" 58:26
2002 "Lifelines" 61:25
1. Take On Me | 3:49 |
2. Train Of Throught | 4:14 |
3. Hunting High And Low | 3:45 |
4. The Blye Sky | 2:36 |
5. Living A Boy's Adventure Tale | 5:02 |
6. The Sun Always Shines On T.V. | 5:08 |
7. And You Tell Me | 1:52 |
8. Love In Reason | 3:07 |
9. I Dream Myself Alive | 3:10 |
10. Here I Stand And Face The Rain | 4:34 |
37:17 | |
1. Scoundrel Days | 4:03 |
2. The Swing Of Things | 4:14 |
3. I've Been Losing You | 4:24 |
4. October | 3:55 |
5. Manhattan Skyline | 4:52 |
6. Cry Wolf | 4:05 |
7. The Weight Of The Wind | 4:00 |
8. Maybe, Maybe | 2:36 |
9. Soft Rains Of April | 3:13 |
10. We're Looking For The Whales | -:-- |
35:22* | |
1. Stay On These Roads | 4:47 |
2. The Blood That Moves The Body | 4:06 |
3. Touchy ! | 4:33 |
4. This Alone Is Love | 5:15 |
5. Hurry Home | 4:37 |
6. The Living Daylights | 4:47 |
7. There's Never A Forever Thing | 2:50 |
8. Out Of Blue Comes Green | 6:42 |
9. You Are The One | 3:52 |
10. You'll End Up Crying | 2:07 |
43:36 | |
1. Crying In The Rain | 4:27 |
2. Early Morning | 3:00 |
3. I Call Your Name | 4:55 |
4. Slender Frame | 3:43 |
5. East Of The Sun, West Of The Moon | 4:49 |
6. Sycamore Leaves | 5:23 |
7. Waiting For Her | 4:51 |
8. Cold River | 4:43 |
9. The Way We Talk | 1:33 |
10. Rolling Thunder | 5:45 |
11. (Seemingly) Nonstop July | 2:57 |
46:06 | |
1. Dark Is The Night For All | 3:46 |
2. Move To Memphis | 4:22 |
3. Cold As Stone | 8:19 |
4. Angel In The Snow | 4:13 |
5. Lie Down In Darkness | 4:31 |
6. How Sweet It Was | 6:02 |
7. Memorial Beach | 4:40 |
8. Locust | -:-- |
9. Lamb To The Slaughter | -:-- |
10. Between Your Mama And Yourself | -:-- |
35:53* | |
1. Minor Earth, Major Sky | 5:23 |
2. Little Black Heart | 4:34 |
3. Velvet | 4:19 |
4. Summer Moved On | 4:37 |
5. The Sun Never Shone That Day | 4:37 |
6. To Let You Win | 4:23 |
7. The Company Man | 3:14 |
8. Thought That It Was You | 3:49 |
9. I Wish I Cared | 4:21 |
10. Barely Hangin' On | 3:55 |
11. You'll Never Get Over Me | 5:38 |
12. I Won't Forget Her | 4:43 |
13. Mary Ellen Makes The Moment Count | 4:53 |
58:26 | |
1. Lifelines | 4:17 |
2. You Wanted More | 3:40 |
3. Forever Not Yours | 4:06 |
4. There's A Reason For It | 4:21 |
5. Time And Again | 5:03 |
6. Did Anyone Approach You? | 4:10 |
7. Afternoon High | 4:30 |
8. Oranges On Appletrees | 4:16 |
9. A Little Bit | 4:10 |
10. Less Than Pure | 4:13 |
11. Turn The Lights Down | 4:14 |
12. Cannot Hide | 3:19 |
13. White Canvas | 3:27 |
14. Dragonfly | 3:19 |
15. Solace | 4:20 |
61:25 |