Eric
Clapton
Английский
гитарист певец.
Настоящее
имя: Eric Patrick
Clapp. 30.111.1945, Ripley, Surrey.
Учился
в Кингстонском художественном колледже (Kingston
Art College), но был исключен за
неуспеваемость. Виной тому были пластинки с
записями Чака Берри (Chuck Berry), Мадди Уотерса (Muddy
Waters), Роберта Джонсона (Robert Johnson), Билла
Брунзи (Big Bill Broonzy), Скина Джеймса (Skip James),
которые Эрик слушал все свободное время,
осваивая технику игры выдающихся
американских блюзовых гитаристов. В марте
1962 года в Лондоне открылся клуб любителей
ритм-энд-блюза «Илинг» («The Ealing Club»); Клэптон
стал одним из его завсегдатаев и как
вокалист нередко подменял Мика Джеггера (Mick
Jagger) в ансамбле «Alexis
Когпеr's Blues
Incorporated». Карьеру профессионалъного
гитариста начал в 1963 году в группе «The Roosters»,
куда его пригласил Tom McGuinness; через полгода
оба перешли в «Casey Jones and The Engineers», однако
спустя всего две недели, в октябре 1963-го,
записав с коллективом Кэйси Джонса сингл «One
Way Ticket» (фирма «Columbia Records») Клэптон сменил в
ансамбле The
Yardbirds соло-гитариста
Тони Топэма (Anthony «Тор» Topham) . The
Yardbirds выступали в ричмондском (Richmond) клубе
«Crawdaddy», где до них основной группой была «The
Rolling Stones». Эрик Клэптон записал с The
Yardbirds три сингла («I
Wish You Would», «Gооd
Morning Little Schoolgirl» и «For Your Love»), один мини-алъбом
и концертный диск «Five Live Yard birds» (1964, фирма «Columbia
Records»). Второй сингл в ноябре 1964-го вышел в
число 50 лучших национальной таблицы
популярности, а третий в марте 1965-го занял
третье место. Когда это произошло, Клэптон
уже покинул ансамбль. «For Your Love» (автор— Graham
Gouldman) являлась для своего времени во многом
новаторской композицией (усложненная
ритмика, акцент на звучании клавесина), но
это была коммерческая поп-музыка, а Эрик чем
дальше, тем больше тяготел к блюзу. В
составе The
Yardbirds он
аккомпанировал приехавшему на гастроли
американскому блюзовому певцу Санни Бой
Уильямсону (Sonny Воу Williamson), участвовал в
записи его альбома «Sonny Воу Williamson аnd
The Yardbirds» (1964, фирма «Fontana Records») . Расставшись
с ансамблем, в котором играл 14 месяцев,
Клэптон на время покинул сцену и поступил
рабочим на стройку. Но вскоре ему позвонил
Джон Мэйелл (John Мауаll)
и пригласил в свою группу The
Bluesbreakers. В биографии Эрика
Клэптона это был переломный момент. С The Bluesbreakers
он выступал с апреля
по август 1965 года и после поездки на три
месяца в Грецию, с ноября по июль следующего
года. Блестящие сольные партии в
инструментальных композициях «Steppin' Out» и «Hideaway»,
в песнях Джона Мэйелла принесли ему
славу лучшего блюзового гитариста страны.
Неизвестно, кто первым «украсил» стену
одной из станций лондонской «подземки»
надписью «Clapton Is God» («Клэптон — Бог»), но уже
через несколько дней эта фраза появилась на
фасадах тысяч домов в столице и провинции.
Шестой состав The Bluesbreakers,
куда входили Клэптон, Мэйелл, John McVie и Hughie Flint,
выпустил только один альбом — «Blues Breakers— John
Mayall with Eric Clapton» (1966, фирма «Decca Records»),— но он
сразу попал в первую десятку националъного
хит-парада и навсегда останется в числе
красивейших блюзовых дисков, когда-либо
записанных белыми исполнителями. Играя в The
Bluesbreakers, Клэптон находил время и для
сотрудничества с другим музыкантами. С
Джимми Пейджем (Jimmy Page) сделал ceрию записей,
позднее включенных в антологии британского
блюза; с Джеком Брюсом (Jack Bruce; в 1962-м —
начале 1963-го играл в «Blues
Incorporated»,
летом и осенью 1965-го — в The
Bluesbreakers) и Стиви Уинвудом (Stevie Winwood)
записал демонстрационный диск «What' s Shakin'»,
исполнив ведущую вокальную партию в песне
Роберта Джонсона «Crossroads Blues». В ходе этой
работы у Клэптона родилась идея
попробовать себя в синтезе блюза и рока. В
июле 1966 года он расстался с Джоном Мэйеллом
и образовал с Джеком Брюсом и Джинджером
Бейкером (Ginger Baker) трио «Сгеаm».
Музыканты намеревались играть в небольших
клубах и кафе, но дебютное выступление на
Виндзорском фестивале джаза и блюза (Windsor Jazz
and Blues Festival, 1966) вызвало у публики такой
восторг, что каждый невольно начал
импровизировать, демонстрируя максимум
своих возможностей. Этот стиль и стал
традиционным для группы. В 1967 году она почти
постоянно работала в Америке. Концерты трио
по-прежнему имели огромный успех, но
сольные импровизации все больше строились
на отработанных штампах, и когда в журнале «Rolling
Stone» Клэптона назвали «мастером клише», он
понял, что сбился с пути. На одном из
концертов он решил проверить, заметят ли
Брюс и Джинжер его отсутствие, и в середине
композиции перестал играть. Они не заметили
и благополучно доиграли вдвоем — настолько
каждый был увлечен своей партией. В 1968-м
трио распалось. Но еще раньше Клэптон начал
сотрудничать с другими рок-звездами.
Особенно тесные контакты установились у
него с Джорджем Харрисоном (George
Harrison) и Джоном Ленноном квартета The Beatles
сложнейшую партию с песне Харрисона «While Му
Guitar Gently Weeps» (двойной алъбом «The Beatles», 1968),
после чего подарил свою новую гитару (вишневый
«Gibson») автору. Джордж использовал ее в
работе над дисками «Let It Ве» (1970) и «Abbey Road»
(1969). В благодарность Харрисон посвятил
другу песню «Savoy Truffle», а в октябре 1968-го
принял участие в записи группой «Cream»
песни «Badge», сочиненной им в соавторстве с
Клэптоном под впечатлением от альбома «Music
From Big Pink» (1968) ансамбля «The Band». Песня вошла в
последний диск трио, «Goodbye» (28.11.1969), затем
выдержала два издания как сингл (5.IV
и 21 IX. 1969) и была включена в антологию
лучших композиций года «Hits '69» (29.Х1.1969) ... В
начале 1969 года Эрик Клэптон основал новую
супер-группу, «Blind Faith», в состав которой
вошли Джинджер Бейкер, Стиви Уинвуд (экс-«Traffic»)
и Rick Grech (экс-«Family»). Биография этого
квартета — как вспышка магния - в равной
мере яркая и короткая. В июне он дебютировал
в лондонском Гайд-парке (Hyde Park), где
присутствовало более ста тысяч человек.
Единственный альбом, «Blind Faith» (1969),
возглавил таблицы популярности по обе
стороны Атлантики. Самой удачной критики
признали композицию Клэптона
«Ргеsence Of The
Lord». Осенью квартет
отправился в
продолжительную гастрольную
поездку по
США, где
его выступления
предварял ансамбль
«Delaney and Bonnie and Friends» (дуэт
« Delaney and Bonnie» и его
аккомпанирующая группа
в составе:
Leon Russell — гитара,
клавишные, вокал,
Jerry McGee — гитара,
Bobby Whitlock — гитара,
клавишные, вокал,
Garl Radle — бас-гитара,
Jim Gordon — ударные,
Bobby Keyes— саксофон,
Jim Price — труба,
Rita Coolidge — вокал).
Вскоре после начала турне суперквартет
«Blind Faith» распался, и Эрик Клэптон решил
выступать с «Delaney
and
Bonnie». («Они
играли музыку для души», — позднее объяснил
он свой шаг.) Проехав с концертами по
гастрольному маршруту, намеченному для «Blind
Faith», коллектив после небольшого перерыва
совершил европейское турне; в его
английских выступлениях (2 — 7 декабря)
участвовал Джордж Харрисон. Сделанные на
концертах записи составили материал
альбома «Delaney and Bonnie and Friends with Eric Clapton Live On Tour»
(7.IV.1970 — U.
S., 19.VI.1970
— U. К.). (В
перерыве между американским и европейским
турне Эрик Клэптон в составе ансамбля «The
Plastic
Ono
Band»
участвовал в организованном Джоном
Ленноном концерте «Toronto
Rock' n'
Roll
Revival» на
стадионе «Varsity»,
проходившем в рамках антивоенного
фестиваля «Toronto
Peace
Festival» 13
сентября 1969 года в Торонто, Канада, а 30
сентября как гитарист той же группы
аккомпанировал Леннону при записи сингла «Cold
Turkey». Сотрудничество с «Delaney and Bonnie»
продолжилось в работе над первым сольным
диском Клэптона, «Eric Clapton» (1970). Delaney Bramlett
выступил как его продюсер, а участники
аккомпанирующей группы дуэта — как сешн-музыканты.
Лучшая песня пластинки, «After Midnight» (интерпретация
композиции Джи Джи Кейла / J. J. Саlе), в
декабре 1970-ro попала в американский хит-парад.
В том же месяце вышел новый, двойной альбом
Клэптона «Layla
(And
Other
Assorted
Love
Songs)».
Его фамилии на конверте нет, но есть
название группы «Derek аnd
The Dominos», — под которым скрываются он сам (Derek)
и трое музыкантов из «Derek аnd
The Dominos...» — Бобби Уитлок, Карл Рэдл н Джим
Гордон. (Немногим раньше эти же
инструменталисты помогали Джорджу
Харрисону записывать один из лучших его
альбомов, «All Things Must Pass», 1970.) В создании
альбома также участвовал соло-гитарист Duane Allman
из ансамбля «The
Allman Brothers Band».
Заглавная композиция, «Layla», посвященная
жене Джорджа Харрисона — Пэтти (Pattie Boyd, 17.Ш.1945;
Эрик был влюблен в нее на протяжении многих
лет, и в 1979-м она все-таки вышла за него замуж),
— завоевала огромную популярность и по сей
день фигурирует в списке лучших
произведений рок-музыки всех времен. Тираж
альбома в США составил 1.265 тысяч
экземпляров, хотя критика признала его в
целом неудачным, высоко оценив только песню
«Layla». «Derek аnd
The Dominos» совершили гастрольную поездку в
Англию, в ходе которой записали концертный
диск «Derek and Тйе Dominos Live», но вскоре ансамбль
распался, а пластинка увидела свет лишь в
1973-м. В 1971 — 1972 годах Клэптон жил в полном
уединении у себя дома в Рипли. За этот
период он только трижды выходил на сцену: 1
августа 1971-ro участвовал в обоих концертах
знаменитой акции Джорджа Харрисона «The Concert
For Bangla Dash» (зал
«Madison Square Garden», Нью-йорк), а затем — в шоу-программе
Леона Расселла (зал «Rainbow Theatre», Лондон). В
январе 1973-го Pete Townshend, Steve Winwood, Ron Wood и Jim
Сараldi
организовали его сольный концерт в зале «Rainbow»,
а сами выступили как аккомпаниаторы. Альбом
с записью выступления («Eric Clapton’s
Rainbow Concert», 1973) свидетельствовал о том, что
Клэптон отнюдь не в лучшей форме (он
проходил курс лечения от наркомании). Лишь в
конце года Эрик ощутил в себе достаточно
сил, чтобы начать подготовку материала для
нового студийного альбома. Летом 1974-го он
сообщил своему менеджеру Роберту Стигвуду (Robert
Stigwood), что готов к работе, и через несколько
дней вылетел в Майами (Miami, США, штат Флорида).
В название диска он вынес адрес дома, в
котором остановился: «461 Ocean Boulevard».
Пластинка состояла из десяти композиций,
выдержанных в новом для Клэптона стиле —
кантри-энд-блюз. В дальнейшем он стал
типичным для музыканта. 17 августа альбом
возглавил американскую таблицу
популярности, а 14 сентября одна из его песен,
«I Shot The Sheriff»
(обработка композиции Боба Марли / Воb
Магlеу), как
сингл заняла первое место в США и вошла в
десятку лучших в Англии. В записи принимали
участие George Terry (гитара), Dick Sims (клавишные),
Jamie Oldaker (ударные), Carl Radle (бас-гитара) и певица
Yvonne Elliman. С ними Клэптон совершил
продолжительное турне по США и Западной
Европе. В дальнейшем при записи пластинок
он сотрудничал с такими звездами, как Tins Turner,
Phil Collins, Tom Dowd, Mark Knopfler, Магсу Levy. В свою
очередь, Эрик участвовал в создании альбома
Джорджа Харрисона «Dark Horse» (1974), сочинил
песню для сольного диска Ринго Старра (Ringo
Starr) «Ringo's Rotogravure» (1976). Его собственный
альбом «Slowhand» (1977) обнаруживает растущую
увлеченность музыкой кантри, и особенно
творчеством певца и гитариста Дона
Уильямса (Don Williams), чъи песни составляют
основу пластинки. В американский хит-парад,
однако, вошли оригинальные композиции
Клэптона — «Wonderful Tonight» и «Lay Down Sally» (18.III.1978 #
4; написана в соавторстве с Марен Леви). В 1980
году он дал серию концертов в пригороде
японской столицы Будокане (Budokan)
исполненные там песни представлены на
альбоме «Just One Night» (1980, 2LP). Весной 1987-ro в
двадцатку лучших попал в США очередной диск
Эрика «August» (1986); включенные в него
композиции музыкант чуть раньше, в январе, с
большим успехом сыграл и спел на концерте в
лондонском зале «Воуаl
Albert Hall». Не менее активно работал он и в
дальнейшем. Особенно удачным оказалось его
сотрудничество с ансамблями «Dire Straits», «The
Robert Сгау Band». В 1988 году вышел его сборник «Cross
Roads» — ретроспекция 25-летней творческой
деятельности.
Eric
Clapton (1970, Polydor Rec.)
Delaney and Bonnie and Friends with Eric Clapton Live On Tour (1970, Atlantic
Rec.)
Lауlа/And
Other Assorted Love Songs (1970, Роlуdоr,
2LP)
History Of Eric Clapton (1972, Роlуdоr,
hits)
Eric Clapton At His Best (1973, Polydor, hits)
Eric Clapton Rainbow Concert (1973, RSO Rec., live)
Derek аnd
The Dominos Live (1973, Роlуdоr/RSO)
461 Ocean Boulevard (1974, RSO)
Тhеге's
One In Every Crowd (1975, RSO)
The Blues World Of Eric Clapton (1975, London Rec./Decca Rec., hits)
Е.
С.
Was Неге
(1976, RSO, live)
No Reason To Cry (1976, RSO); Slowhand (1977, RSO)
Backless (1978, RSO)
ust One Night (1980, RSO, 2LP, live)
Another Ticket (1981, RSO)
Тime Pieces
(1982, RSO)
Моnеу
Аnd
Cigarettes (1983, RЗО)
Тime
Pieces, vol. 2 (1983, RSO Behind The Sun (1984, RSO)
August (1986, Warner Brothers Rec;)
Cross Roads (1988, Warner Bros.)
Reptile (2001)