Dream Theater
Пожалуй, нет ни одного современного коллектива, работающего в стиле прогрессив-металл, который так или иначе сравнивали бы
с группой DREAM THEATER, и один только гот факт уже говорит о степени значимости и влияния этой американской пятерки на весь
жанр в целом.
История DREAM THEATER началась в 1985 году, когда два друга - гитарист Джон Петручи (John Petrucci) и басист Джон Миунг
(John Myung) познакомились с барабанщиком по имени Майк Портной (Mike Portnoy), репитировавшим в одном из помещений
бостонской "Berklee School of Music". Вскоре было принято решение о создании собственной группы, для чего привлечен старый
приятель обоих Джонов и их коллега по школьной группе
CENTURION клавишник Кевин Мур (Kevin Moorе), а еще чуть позже -
вокалист Крис Коллинс (Chris Collins). Так родилась группа
MAJESTY, участники которой с самого начала твердо знали, какую
музыку будут играть - уже на первой демо-кассете можно услышать приемы и по сей день используемые DREAM THEATER в своих
песнях. Тогда же стиль новоявленной прогрессив-команды чаще всего сравнивали с ранними работами
RUSH.
MAJESTY стали первыми, кто подписал контракт с новой фирмой "Mechanic Records", которая, кстати, и предложила своим первым клиентам сменить имя, поскольку уже существовала джаз-группа с таким названием. Отец Портного предложил назвать коллектив DREAM THEATER, по названию одного старого кинотеатра в Монтери, Калифорния, что
в 1988 году и было сделано. Вместе с названием пришлось сменить и фронтмена группы - по своим вокальным способностям Коллинс, как выяснилось, никак не дотягивал до уровня остальных музыкантов. Новый певец Чарли Доминичи (Charlie Dominici), правда, тоже не на все 100% соответствовал требованиям DREAM THEATER, однако за неимением более подходящего кандидата, решили остановить выбор на нем. Весной 1989 года вышел дебютный альбом DREAM THEATER "When Dream & Day Unite", который, несмотря на скромный бюджет и рекламу, был с восторгом принят критиками, получив даже в некоторых изданиях - в германском "Metal Hammer", например - титул альбома месяца! А в начале 90-го Чарли Доминичи получил отставку. Рано или поздно, но это должно было произойти, однако никто не предполагал, что
поиски нового вокалиста займут целых два года! Причем, все это время группа отнюдь не бездействовала, а писала новые песни и регулярно выступала по клубам вчетвером - многие песни со второго альбома DREAM THEATER "Images & Words" изначально исполнялись на этих концертах как инструментальные композиции, которые разбавлялись, опять-таки, инструментальными версиями классических хитов
LED ZEPPELIN, YES, QUEEN, THE
BEATLES, VAN
HALEN и другими. Не мудрено, что с каждой новой композицией музыка группы становилась все более изощренной и сложной, что только повышало требования к потенциальному вокалисту, чей голос должен был максимально органично вписаться в эти запутанные пьесы.
Среди наиболее вероятных кандидатов на вакантное место были Джон Арч (John Arch) из
FATES WARNING, Джефф Тейт
(Geoff Tate) из QUEENSRYCHE, и некий Крис Синтрон (Chris Cintron), который даже отыграл с DREAM THEATER несколько концертов. Но последнего
опередил вокалист канадской группы
WINTER ROSE Кевин Джеймс Ля Бри (Kevin James LaBrie),
известный
также своей
работой в Coney Hatch.
Между тем, DREAM THEATER подписали новый контракт, на этот раз с более крупной компанией "East West Records", и в конце 1991 года, наконец-то, записали свой второй альбом "Images & Words". По иронии судьбы, сценический дебют Ля Бри в составе DREAM THEATER состоялся в том же самом зале, где группа отыграла последний концерт с его предшественником. Тем легче было публике оценить нового фронтмена DREAM THEATER, который явно превосходил Чарли Доминичи. После выхода альбома группа отправилась в мировое турне, где почти везде играла в переполненных залах. Концерт в знаменитом лондонском клубе "Marquee" впоследствии был увековечен на миньоне с соответствующим названием, а выступление в японской столице легло в основу концертного видео группы.
После короткого отпуска, в марте 94-го DREAM THEATER взялись за работу над своим третьим альбомом "Awake", материал для которого впервые сочинялся от начала и до конца вместе с вокалистом. Неприятности же поджидали группу другой стороны: в августе 94-го в самом разгаре работы о своем уходе неожиданно заявил Кевин Мур (правда, свои партии клавишник все же записал полностью), что оказалось очень серьезным ударом для остальных музыкантов, особенно для друзей детства Петручи и Миунга. Как заявил сам Мур, он больше не видел никаких перспектив в жанре прогрессив-металл и решил попробовать себя в новом амплуа. Вместе с гитаристом Джейсоном Андерсоном (Jason Anderson) и музыкантами
FATES WARNING
- ударником Марком Зондером (Mark Zonder) и басистом Джоем Вера (Joey Vera), Мур собрал группу
CHROMA KEY, стиль которой сам описывает как мрачный авангард, хотя проще эту музыку можно охарактеризовать как смесь
PINK FLOYD,
RUSH, PETER GABRIEL и DAVID BOWIE. В любом случае, ничего общего ни с DREAM THEATER, ни с
FATES WARNING, CHROMA KEY не имеет.
Во время презентации альбома на "Foundations Forum" в сентябре 94-го, за клавишными стоял Джордан Радесс (Jordan Rudess ex-
JAN HAMMER, DIXIE DREGS) а в новое мировое турне DREAM THEATER отправились с кпавишником Дереком Шеринианом (Derek
Sherinian,
ex-ALICE
COOPER, KISS), который под конец тура был объявлен официальным членом группы. Что же касается "Awake", то альбом превзошел все ожидания. Название пластинки оказалось пророческим: альбом попал в Тор-30 американской "доски почета" - еженедельника "Billboard", и DREAM THEATER моментально превратились в настоящих звезд мирового уровня, получив титул живой
легенды своего жанра! Несмотря на свою "неформатность" песни группы зазвучали на радио, а видеоклипы прочно обосновались на
телеканале "MTV". В апреле 1995 года DREAM THEATER записали 23-минутную композицию "A Change Of Seasons", написанную еще
шесть лет назад для "Images & Words", и выпустили сей эпик в сентябре того же года в виде одноименного CD. На альбома, кроме
того, вошли несколько кавер-версий, записанных на концерте в лондонском "Ronnie Scott's Jazz Club" - песни Элтона Джона
(Elton John), LED ZEPPELIN, DEEP
PURPLE, PINK FLOYD, GENESIS, QUEEN, JOURNEY, KANSAS и DIXIE
DREGS. А ровно два года спустя увидел свет и очередной полнометражный альбом "Falling Into Infinity", пять песен из которого ранее группа исполняла во время
европейского мини-тура "The Fix For '96". Альбом получился наименее удачным из всей дискографии DREAM THEATER, что в
некоторой степени компенсировал двойной концертник "Once In A Life Time".
1999 год начался с увольнения Дерека Шериниана,
который ушел
в The Age Of Impact ,что мотивировалось персональными и музыкальными разногласиями между клавишником и остальными членами группы. А самое забавное заключается в том, что на замену пришел ни кто иной, как Джордан Радесс, отыгравший с DREAM THEATER единственный концерт перед приходом Шериниана!
Группа тут же приступила к работе над новым альбомом, который должен был реабилитировать их после откровенно слабого "Falling Into Infinity". Что, собственно, и произошло: новый, концептуальный CD DREAM THEATER "Metropolis pt. II: Scenes From A Memory" не только превзошел своего предшественника, но и был признан пластинкой уровня "Awake"! А название нового диска следует понимать буквально: в музыкальном отношении альбом представляет собой одну большую вариацию на тему "Metropolis pt I: The Miracle & The Sleeper" с "Images & Words". Остается добавить, что помимо своей основной деятельности, все пятеро членов DREAM THEATER время от времени записывают альбомы со своими сторонними проектами:
LIQUID TENSION EXPERIMENT
(Петручи/Портной/Радесс
с 1998 года), THE AGE OF IMPACT (Петручи,
1998 г.), MULLMUZZLER, (Ля Бри), PLATYPUS (Шериниан/Миунг),
PLANET X (Шериниан); принимают участие в записи трибьютов: "Working Man - Rush Tribute" (Ля Бри/Петручи/Портной), "Dragon Attack - A Tribute To Queen" (Ля Бри/Петручи/),
"Encores, Legends & Paradox - E.L.P. Tribute" (Ля Бри/Портной); и "гостят" в разных других проектах:
SHADOW GALLERY (Ля Бри),
EXPLORERS CLUB (Ля Бри/Петручи),
GORDIAN KNOT (Миунг
в 1998 году), и др.
С точки зрения уважаемого россиянина начало 1999 года в стане Dream Theater - сущее deja vu. Клавишник Дерек Шеринян взял трубку и услышал голоса четверки остальных членов экипажа, спешивших сообщить об отставке. Преемник был уже заготовлен: с не менее маститым Джорданом Рьюдсом двое лидеров - гитарист Джон Петруччи и барабанщик Майк Портной - всласть наработались на сессиях побочного проекта Liquid Tension Experiment... и, судя по официальному пресс-релизу от 18 января 1999-го, между
записями пробавлялись уроками политологии по рецептам кремлевской администрации: "В результате проб с Джорданом в
LTE, мы
пришли к вы воду, что его игра, композиторский дар и личность лучше подходят направлению, в котором мы хотим повести Dream
Theater в XXI столетии".
11 месяцев спустя истинные мотивы клавишной рокировочки обречены остаться в тайне под покровом слухов, зато поводов подискутировать, кто в этой истории крутой, а кто сынку, появилось хоть отбавляй: вслед за соревнованием отставившей и
отставленной сторон в инструментальных опусах - "Liquid Tension Experiment
2" и "Planet X" на свет появился и новый студийный
альбом обновленного Dream Theater. Намеки и ожидания относительно направления оправдались на 200%: после умеренно-
прогрессивного "Falling Into Infinity" на свет появился не просто сверхпрогрессивный монстр с долгожданной двадцатиминутной
загогулиной "Metropolis Part 2" (написанной года два назад), a "Metropolis Part 2" на 77 минут под основным названием
"Scenes From A Memory". Концептуальный монстр, с сюжетом, отдающим криминалом "Once Upon A Time In America",
транссексуализмом видаловской "Муга Breckinridge", и, по признанию самого Портного - мистицизмом "Dead Again".
"Нам всегда хотелось сделать концептуальный альбом", - рассуждает Майк. - "Все мои любимые альбомы - с сюжетом: "The Wall"
(PINK FLOYD), "Tommy"
(The Who), Operation Mindcrime (QUEENSRYCHE)..." Тему развивает Джон Петруччи: "Основная проблема в том, чтобы подобрать то, что могло бы потянуть на весь альбом. Мы остановились на истории о реинкарнации, что позволило нам
слегка удовлетворить любопытство по части жизни после жизни - явлении, которым интересуется едва ли не каждый."
Герой сюжета, Николас, страдает навязчивыми снами и... с помощью гипнотерапии находит разгадку: в прошлой жизни он был
женщиной по имени Виктория, убитой в 1928-м в результате сложной коллизии с двумя братьями-близнецами - блестящим карьеристом
и прожигателем жизни. Созданию сюжета предшествовали изыскания. Словами Петруччи: "Мы поняли, что во всех религиях так или
иначе присутствует вера в некий духовный мир, в котором мы оказываемся после ухода из жизни. Одна из моих любимых вещей на альбоме - The Spirit Carries On. В ней главный герой задается вопросом, откуда и куда мы идем. Она сделана, как настоящий госпел. У нас даже был хор. В этой вещи герой проходит через великий миг открытия, приходя к выводу, что все мы просто живем,чтобы жить".
Обложка "Scenes..." - словно бальзам на раны фэна "Вавилона-5": воображение Майка Портного покорила графика Дейва МакКина к опусу "Sandman Brief Lives" фантаста Нила Геймана, отметившегося в пятом сезоне сериала гротескным сценарием "Day Of The Dead".
В то время, как другие музыканты предпочли интенсивному общению с прессой подготовку к турне (открывшемуся 8 ноября в Германии), положившись на альбом, который, судя по первым неделям после выхода, не подкачал и добирался до первого места в рейтинге продаж через Интернет, певец Джеймс ЛяБри оказался более словоохотливым. Причина проста: незадолго до "Scenes..." вышел первый альбом его сольного проекта
Mullmuzzler "Keep It To
Yourself".
"Когда я приступил к работе над Mullmuzzler, а все остальные ребята из группы разбрелись по своим сольным проектам, мне показалось было, что люди подумают, будто у нас пропала жажда до Dream Theater, ход жизни в группе прервется и в центр внимания окажется что-то другое. По-моему, получилось совсем наоборот. Мы все позанимались сольными проектами, чтобы в нужный момент вернуться в студию с новым музыкальным багажом, и таким образом поддержали себя в форме, творческой и технической. Когда пришло время писать материал для нового альбома Dream Theater, мы все были в наилучшей форме. А Джордан Рудесс привнес в группу свежую кровь. Мы настроились начать все сначала. Мы вернулись с правильным подходом и все горели желанием сделать кое-что путное. Наши сторонние проекты дали немало вдохновения для нового альбома. Некоторе время мы уже поговаривали о концептуальном альбоме, и вот этот момент настал. У "Falling Into Infinity" было типичное для Dream Theater
звучание, строгие технические стандарты, по части, скажем, гитарной работы. Могло показаться, что отныне Dream Theater
должны делать только это, раз и навсегда. На новом диске мы хотели пойти дальше, и, думаю, это сработало."
"Я горжусь каждым из наших альбомов. Но большинство фэнов узнало о нас по нашему второму LP "Images And Words". Он был
бесподобен, на нем был уникальный баланс между музыкой и техническим уровнем, вокалом и мелодией. "Scenes From A Memory"
способен возродить это восприятие публики. Это просто невероятно - перепады мелодий и эмоций пронизывают весь альбом. С
точки зрения инструментала, это один из тех альбомов, на которых есть чему набираться постороннему музыканту."
Новый альбом мог получить короткое название, но не получил. "По поводу заголовка - могло быть и просто "Scenes", но мы
всегда стремились, как это ни забавно, к большей помпезности. Мы привыкли делать выбор в пользу более сложного, стараемся,
чтобы заголовок нес больше смысла, и не довольствуемся привычными методами. Выходит нечто поэтичное. Уверен, при нынешних
раскладах в бизнесе, считается, что компании диктуют моду массам, а недоумки всегда купят, что ни попадя. Нам это не нужно.
Мы часть жанра, и наши фэны ревностно относятся к тому, что мы делаем. Мы берем музыкой, которая вдохновляет, а местами и
заставляет думать. Мы даем людям понять, что верны своим идеям."
На вопрос о том, не надоело ли ему, что все новые и новые группы то сравниваются критиками с Dream Theater, а то и сами не скрывают свои первоисточники, Джеймс считает нужным ответить так:
"Вообще, это лестно. Раз мы кому-то помогли открыть двери... это классно, раз есть группы, про которые говорят, что они
похожи на Dream Theater. Когда Dream Theater начинали карьеру, про нас говорили, что мы похожи на
PINK FLOYD,
Metallica,
RUSH... Это просто комплимент, на который я не обижаюсь. Раз говорят: "Эй, посмотрим, кто там звучит похоже на Dream
Theater", значит, люди знают, кто мы такие."
Очевидно, сравнения с Dream Theater не избежать и сольнику Джеймса - хотя бы из-за голоса. Впрочем, для него это -совершенно
другой опыт, начиная с организации творческого процесса. "Я писал материал с совершенно другими людьми. Мэттом Гиллори
(клавишник Dali's Dilemma), ребятами из
Shadow Gallery и еще парой других (таких, как барабанщик
Стива Вая Майк Мангини), и
все они были вовлечены в процесс. Мне присылали демо-ленту, я доводил ее до ума, затем общался с Карлом Кэдден-Джеймсом или
с Трентом Гарднером (клавишник
Magellan), мы пересылали все туда-сюда по Federal Express, постоянно переписывались по
электронной почте, а когда надо, и проигрывали друг другу записи по телефону.
"Сперва меня это беспокоило, я не знал, как работать в таком режиме. Мы всегда писали вещи в одной комнате. Поначалу это
казалось бредовой идеей. Но у меня появился шанс поработать в одиночестве. Через две недели я уже представлял, что выходит.
Каждому из нас пришлось задействовать внутренние резервы. Я продюсировал, слушал, наращивал эти пьесы и отсылал их обратно.
Мы медленно аранжировали вещи. Страшно представить, как все собирается воедино, когда есть идея, и ты даешь ей себя увести
куда глаза глядят. Еще один ключевой момент был в том, что еще до того, как появилась на свет хоть одна нота или строка, я
сказал: "Послушайте, мне важно, чтобы это был хард-роковый альбом, с типичными ходами и ритмом." Я хотел, чтобы музыка была
разнообразной, с прогрессивными кусочками то тут, то там. Результатом гордятся все. Мы добились именно того, чего хотели."
Можно ли рассматривать сольные увлечения Джеймса ЛаБри как возврат к корням - к поп-металлической группе
Winter Rose?
Джеймс: "Давно это было, году в 1988-м. Я сам это давно не слушал... Это вовсем не то, чем я занимаюсь сейчас, осталось
далеко позади. Там было что-то приятное, опыт роста. Так я попал в Dream Theater. Они послушали и подумали: "Черт возьми!
Кто такой?". Кто знает, если Dream Theater исполнится 15 лет, 25, может, в этот момент мы и раскроем, кто откуда пришел.
Хотя я и представить такое не могу."
Вебмастеру официального сайта группы (http://www.dreamtheater.net) голландцу Марку Бредиусу пришлось заставить интернет-радиостанцию Progged прекратить крутить МРЗ с нового альбома до его выхода. Мнение Джеймса, да и всей группы о МРЗ-пиратстве простое: "It sucks".
"Мы попытались отследить это по цепочке и выяснить, как это к ним попало. У нас много фэнов в хай-тековой среде."
И вновь о смене клавишников. Ирония судьбы еще и в том, что Джордан Рьюдс мог еще в 1994-м, когда группа искала замену Кевину Муру, занять место, которое тогда занял Шеринян.
"Тогда они нашли меня сами. Кевин Мур, первый клавишник группы, знал обо мне и рассказал остальным. Они заглянули и в журнал
Keyboard, решив, что, раз они побеждали в своих номинациях в гитарных и басовых журналах, стоит открыть клавишный журнал и
узнать, что тут происходит. А в том году я как раз был признан лучшим новым талантом в журнале Keyboard - и они подумали:
"О, Кевин упоминал его. Он лучший новый талант. Давайте ему позвоним". Я приехал на прослушивание. Думаю, в тот день у них
был и Йене Йоханссон. Мы поиграли джем, а потом я играл им свой материал. Я согласился отыграть с ними концерт, но в тот
момент мы все же решили не продолжать. Но когда они спросили меня на этот раз, я сказал: "Знаете, ребята, на этот раз я не
прочь".
В числе причин замены клавишника упоминались семейное положение: Рьюдс и четверо старых членов группы, обитают в Нью-Йорке
(кроме канадца ЛаБри) и женаты, в то время как калифорниец Шеринян холост и привык жить по-рокерски. Возможно, это и
сковывало атмосферу в группе. "Я никогда по-настоящему не общался с ними, даже пока был в группе. С этими ребятами меня
связывали только дела."Впрочем, сам факт, что уход Шериняна (между тем признанного лучшим клавишником по версии журнала Metal Edge) за десятилетие, что группа на виду, стал едва ли не первым случаем, как-то похожим на скандал, не может не удивлять. Видно, творческий процесс важнее.
16 Февраля 2001 новый двойной альбом группы "Six Degrees of Inner Turbulence" "ворвался" на 46 место в Интернет-хит-параде "Billboard". Для сравнения, предыдущий альбом "Scenes From a Memory", который намного лучше нового, в 1999 г занял там же 73 место. (К слову, сильный и весьма серьезный новый альбом
Ozzy "Down To Earth", в начале этого года неделю занимал 1-ю строчку плюс два месяца гордо "торчал" на 2-м месте "самого официального" хит-парада "Billboard", обогнав целый "набор" прилипчивых поп-шлягеров: вот это действительно парадокс, особенно в наши дни!)
When Dream And Day Unite '89
1992-11-19 - IMP Hall: Osaka, Japan (Forbidden Dreams
p.I) '92 (bootleg)
Images & Words '93
Live At The Marquee '93 (live in London, 23.04.1993)
1993-08-23 - Tokyo, Japan '93 (bootleg)
Awake '94
1994-10-28 - Manhattan Center, NY, USA (A Kick Into a Dream)
'94 (bootleg)
Change Of Seasons '95 (57:30)
1995-01-23 - Tokyo Koseinenkin Kaikan Hall:
Shinjuku/Tokyo, Japan (Forbidden Dreams p.III) '95 (bootleg)
1995-01-31 - "Ronnie Scott's", London, UK (Uncovered) '95 (bootleg)
Falling Into Infinity '97
Once In A Livetime '98 (2 CD live France, 25.06.1998)
1998-01-16 - Tokyo, Japan '98 (bootleg)
1998-06-22 - Rotterdam, Holland (Unplugged) '98 (bootleg)
1999 Live In Nurnberg (11-15-99 2CD bootleg)
Metropolis pt2: Scenes From A Memory '99 (77:06)
2000-02-14 - Mississipi Nights, St. Louis, USA '00 (bootleg)
2000-07-14 - Athens, Greece '00 (bootleg)
2000 Other And Live (comp)
Live Scenes From New York '01 (3 CD-live)
2001 - Four Degrees Of Radio Edits
2002-02-07 - Paris, France (Three Hours Of Inner Turbulence) '02 (bootleg)
2002-02-19 - Plays Metallica @ Barcelona, Spain '02 (bootleg)
2002-03-27 - New York, USA '02 (bootleg)
2002-10-24 - Theatre de la Mutualite: Paris, France (The Dream of the Beast) '02
(bootleg)
Six Degrees of Inner Turbulence '02
Skyway Of Nighmares '
Spitit Really Carries On '
Live At Budokan '04 (live)